Представляют собой прямогонные неочищенные нефтепродукты, применяемые в качестве смазочных материалов.
Осевые масла используются преимущественно в подвижном составе железнодорожного транспорта с целью смазывания шеек осей колесных пар вагонов и тепловозов с подшипниками трения скольжения, а также пят тележек, автосцепки, опор рессор, шкворневой и буксовых направляющих тепловозов.
Масла этой категории не должны терять свою подвижность в условиях низких температур, так как в противном случае они не смогут подниматься по волокнам подбивочных концов или фитилей к шейкам осей. Поэтому для зимнего осевого масла температура застывания установлена не выше — 40 С, а для северного помимо номинальной вязкости при 50 С нормируется вязкость при отрицательных температурах.
Осевые масла выпускают трех марок: Л — для летнего периода, 3 — для зимних условий, С — для зимних условий в особо холодных районах. Зимнее масло содержит ( с целью улучшения его вязкостно-температурных свойств) маловязкий компонент ( разбавитель) — соляровое масло; масло С разбавлено дизельным зимним топливом.
Эти масла должны обладать хорошей адсорбционной способностью и не терять подвижности в условиях низких температур.